Разочарование
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно. Вот он, привал!
Полузнайка — я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я — один, а наглых невежд не сочтешь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я жизни рассвет!
Абай
Сват на тысячу лет
Породнились две семьи. Глава одного семейства слыл скупым человеком. Зная об этом, сват его как-то подначил: - Пригласил бы в гости хоть, а то не по-людски как-то...
- Э-э, сват. Казахи говорят, что сваты роднятся на тысячу лет. Куда торопиться? Уж как-нибудь приглашу за тысячу лет.
Сердце
В давние времена жил человек и не было у него детей. Он неистово молился и однажды Бог ответил на его мольбу: «Я дам тебе сына, но сделаю его из твоего сердца». Человек согласился. И родился у него сын – что был сотворен из его сердца. Казахи говорят: «единственный сын – это сердце отца». Когда у сына удача и судьба улыбается ему – радостью наполнено сердце отца, а когда нет у сына дороги и лишь одни невзгоды окружают его – в тысячи раз больней отцу.
Славный бий Матжан
В адайском племени есть род Шонай. Гордостью и совестью рода в стародавние времена был бий Матжан. Изящно отточенные жала его слов поражали противников не хуже дамасской стали, а со справедливостью его решений соглашались даже недруги. Искусный оратор - он ни разу не проигрывал споров в суде. Однажды бия Матжана спросили:
- Маке, а Вы когда-нибудь проигрывали в споре? Хоть единожды?
- Да, каждый день проигрываю болтунам родного аула - усмехнулся бий.
Совет бедному джигиту
Пожалуй, самым любимым акыном простых адайцев был и остаётся Кашаган, из рода Косай адайского племени. Как огня, боялись бии и муллы точных острот Кашагана. Однажды один бедный джигит пришёл к Кашагану испросить совета.
- Моего единственного коня отняли джигиты из богатого аула. Я хотел пожаловаться волостному судье Аймаганбету, но эти джигиты его родственники, они из одного рода. А бий Аймаганбет известен тем что все дела решает в пользу своих родичей. Подскажи, как мне вернуть своего коня?
- Как зовут тебя, сынок?, - спросил Кашаган.
- Шонкара, - ответил джигит.
- Так вот, Шонкара, смело иди на суд с бию Аймаганбету, изложи ему свою жалобу, но прежде чем он приступит с рассмотрению дела, спой ему эти строки:
Шонкара - прозванье мое от рожденья,
Для кого-то богач, для кого-то бедняк...
Конь для казаха души продолженье...
А если отнять у казаха коня?
Молодому орлу в небес вышине
Разве можно крылья сложить?
Ведь и ты казах - так ответь же мне, -
Бескрылым казаху пристало ли быть?
Шонкара – одно из казахских имен,
Сын казаха у твоего порога...
Рассуди сперва и только потом,
Спроси из какого он рода!
Такую песню спел Кашаган для Шонкары. А пристыженный Аймаганбет бий, вспомнивший что прежде всего он судья, и лишь потом чей-то родственник, решил дело в пользу джигита и вернул ему коня.
|