Раньше в низовьях Агидели жили башкиры-кыпчаки, а в ее верховьях — бурзянцы. Батыром бурзянцев был Карабатыр, а у кыпчаков — Урал-батыр. Урал-батыр со своим войском расположился среди гор и ограждал кыпчакцев от нападений.
Однажды ночью, когда Урал-батыр спал, Карабатыр убил его. Овдовела жена Урал-батыра. Она была молода и красива. Карабатыр задумал жениться на ней, но призадумался: «Если женщина эта осталась беременной от Урал-батыра, родится от нее сын: вырастет и отомстит за отца — убьет меня. Расспрошу-ка я ее и тогда решу, что делать». Позвал он вдову и спросил, не беременна ли она. Та ответила: «Нет, я не беременна. Если не веришь, зарежь вон ту двухгодовалую корову. Если она окажется стельной, значит я беременна, если же нет, то нет и во мне плода».
Карабатыр так и сделал. К счастью, корова, оказалась нетелью. После этого Карабатыр поверил словам вдовы и женился на ней. Стали они спокойно жить.
И вот жена Карабатыра родила сына. Мальчик рос не по дням, а по часам, мужал. Как-то раз одна старушка остановила его и сказала: «Сынок, знаешь ли ты, кто твой отец? Если нет, знай: Карабатыр — не отец твой. Твоим отцом был Урал-батыр», — и рассказала о том, что когда-то произошло. Узнав об этом, джигит решил отомстить за отца.
Пришел он к Карабатыру и, сказав ему об услышанном, с первого удара убил его наповал. Привязал его тело к черной корове и погнал ее на гору. Гору, где остался труп Карабатыра, называют Карабатыр-тау, что означает Гора Карабатыра. Убив Карабатыра, сын Урал-батыра набрал войско из кыпчаков и пошел войной на бурзянцев. Всех истребил он на бурзянских землях. И все же решил оставить живую душу — мужчину. Тот род (насль), который от него произошел, называют берйэн, что означает одна душа.