Адский огонь
Однажды один юродивый повстречал Гарун аль-Рашида Багдадского.
– Ты откуда идёшь, странник? – спросил правитель.
– Из ада, – ответил тот.
– И что же ты делал там?
– Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной.
– Ну, и как, взял огня? – спросил Гарун аль-Рашид.
– Нет, тамошний царь ответил, что у них нет его. Я, конечно, спросил, как же так? На что хозяин ада ответил: «Говорю тебе, у нас нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным».
Запах и реальность
Учитель Бахауддин сидел однажды после ужина в окружении вновь прибывших, молодых и стариков, каждый из которых желал учиться у него. И вот когда наконец настала тишина, Мастер разрешил задавать вопросы.
– Что вызывает наибольшие трудности в обучении Пути? – спросили его.
– Люди руководствуются поверхностными вещами. Их привлекают проповеди, рассказы, слухи,
– то, что будоражит их, как пчёл привлекает запах цветка.
– Но как иначе пчеле найти цветок, если не по запаху? И как человеку познать истину, как не по рассказам о ней?
Мастер отвечал:
– Человек приближается к мудрости, полагаясь на слухи, рассказы, проповеди, книги, чувства.
Однако, приблизившись, он начинает требовать больше и больше того же самого, но не того, что может дать мудрость. Пчёлы находят цветок по запаху, но, найдя его, они не требуют больше и больше запаха, они припадают к нектару, который должны собирать. Это эквивалент реальной мудрости, все рассказы и представления о которой, – это её запах. Среди людей очень мало «настоящих пчёл». Тогда как все пчёлы являются пчёлами в том смысле, что они способны собирать нектар, не все люди – люди в смысле исполнения и восприятия того, для чего они были созданы.
Затем Мастер сказал:
– Пусть те, кто пришёл сюда, в Каср-аль-Арифин из-за того, что он что-то прочёл, встанут.
Многие встали.
– Теперь те, кто пришёл сюда, потому что он что-то слышал о нас.
Встало ещё несколько человек.
– Те, кто всё ещё сидят, – продолжал Учитель, – почувствовали наше присутствие и нашу особенность каким-то особенным, неуловимым образом. Среди тех, кто стоит, старых и молодых, много тех, кому необходимо, чтобы их чувства волновали их вновь и вновь, те, кто жаждут развлечения или жаждут покоя. Чтобы они поняли, что им нужно именно здесь, они должны ощутить потребность в знаниях, а не в развлечениях.
Затем он сказал:
– Здесь есть также те, кого привлекает к Учителю его слава и репутация, и они приезжают издалека, чтобы навестить его, и будут приезжать навестить его могилу после того, как он умрёт, всё из тех же побуждений. Пока их стремления не будут переплавлены, как в алхимической реторте, они не отыщут истины. И наконец, здесь наверняка есть те, кто приехал к Учителю не потому, что он величайший из живых наставников, и не потому, что они хотят навестить его могилу, но потому, что они ощущают истинную природу Учителя. Когда-нибудь все овладеют этим даром.
Мастер узора продолжал:
– Однако в нашем случае дело целых поколений людей должно быть сделано одним человеком.
Чтобы стать Моисеем, вам придётся превзойти своего фараона. Человек, которого привлекает репутация его Учителя, должен измениться, стать другим. Он должен стать тем, кто остаётся вблизи Учителя потому, что он чувствует его истинную природу. В этом – смысл его Работы перед тем, как он сможет учиться. До тех пор, пока он не понял этого, он скорее дервиш, чем суфий. Дервиш жаждет, суфий – воспринимает.
|