Однажды Тимурленг спросил у ходжи Насреддина, долго ли это люди будут все рождаться и помирать.
"Пока, наконец, не наполнятся ад и рай, - отвечал ходжа.
Идрис Шах
Подвиги несравненного Муллы Насреддина
Сначала главное
Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является, возможно, то, как люди стремятся к таким вещам, как, например, знание, не имея основного оборудования для их приобретения. Они предполагают, что все, что им нужно, - это, как говорил Насреддин:
-" два глаза, нос и рот." В суфизме человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не будет находиться в состоянии, в котором он сможет воспринимать то, что он учит, и что это означает. Насреддин пошел однажды к колодцу, для того чтобы довести это положение до сознания ученика, который хотел знать "истину." С собой он взял ученика и большой кувшин. Мулла достал из колодца ведро воды и влил его в кувшин. Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал:
- Мулла, вода выливается. Ведь кувшин без дна. Насреддин посмотрел на него негодующе.
- Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не от его дна. Когда я увижу, что вода поднялась до верху, тогда кувшин будет полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном кувшина, тогда я буду смотреть только на него. Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность учиться тому, чему может научить только Учитель и только того, кто достаточно просвещен, чтобы сказать:
-" Научи меня, как учиться." Имеется следующее изречение суфизма:
" Невежество есть гордость, а гордость - это невежество. Человек, который говорит:
-" меня не нужно учить тому, как учится," - горд и невежественен." В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи. В соответствии с техникой, известной как "посрамление", Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде с кувшином. Это известная часть суфийской техники. Его ученик обдумал этот урок, связав его с другими абсурдными действиями Муллы. Неделю спустя он пришел к Насреддину и сказал:
- Научи меня о кувшине, теперь я готов учиться.