Рассказ двадцать шестой
— Жили в одном городе два друга, сыновья купцов, Дхармабуддхи и Душтабуддхи (что означает «добромыслящий» и «зломыслящий»). Они отправились в далекую “страну, рассчитывая нажить богатство. И там благодаря своей счастливой звезде Дхармабуддхи нашел оставленный каким - то добрым человеком горшок с тысячей динаров.
Он посоветовался с Душтабуддхи, и, решив: «Мы достигли цели,— вернемся на родину»,- они отправились домой. И у входа в город Дхармабуддхи сказал:
— Дорогой! Половина денег принадлежит тебе. Возьми их, а когда мы придем домой, мы с блеском будем встречены людьми перед лицом друзей и врагов.
Тогда Душтабуддхи, чье коварное сердце стремилось к богатству, сказал ему:
— Дорогой! Пока деньги будут у нас общими, до тех пор не прервется наша преданная взаимная любовь. Поэтому возьмем из них каждый по сотне, а остальное зароем в землю и пойдем домой. Пусть богатство это, уменьшаясь или приумножаясь в наших руках, послужит испытанием нашей добродетели.
Тогда Дхармабуддхи, не разгадавший по своему благородству злого умысла, согласился, и оба они, взяв по сотне динаров, зарыли остальные в землю и вошли в город.
И вот Душтабуддхи, бросая деньги на ветер и потакая своим дурным страстям, быстро истратил принадлежавшую ему долю. Тогда друзья взяли по второй сотне динаров.
Но в течение года эти деньги исчезли у Душтабуддхи таким же образом. Тогда он подумал: «Вот мы еще раз возьмем по сотне, но если мне и удастся похитить остальные деньги, много ли будет в этом проку? Ведь останется всего четыреста монет! Унесу-ка я лучше все шесть сотен». Подумав так, он один унес все деньги и сровнял землю в том месте, где они были зарыты. И едва прошел месяц, он сам явился к Дхармабуддхи и сказал:
— Дорогой, поделим поровну то, что осталось от клада.
Сказав так, он вместе с Дхармабуддхи пошел к заветному месту, и они начали копать. Когда же, раскопав землю, они не увидели клада, бесстыдный Душтабуддхи принялся колотить себя по голове пустым горшком и сказал первый:
— Куда девались деньги? Ясное дело — это ты, Дхармабуддхи, похитил их. Верни мне половину, а иначе я пойду в царский дворец.
Дхармабуддхи возразил:
— О злодей! Не говори так. Я действительно добромыслящий и не занимаюсь воровскими делами.
Сказано ведь:
Кто чист — глядит на всякого, как будто смотрит в зеркало! Ему жена чужая — мать, добро чужое — глины горсть.
Так, споря, оба они пошли в суд и рассказали о том, что у них похищены деньги. Выслушав их, судьи решили подвергнуть их божественному испытанию. Тогда Душтабуддхи сказал:
— Увы! Неправильно это решение. Ведь сказано:
Где письменных и явных нет улик — ищи свидетелей,
А если их нет? — Всевышнего проси о правосудии!
Но в этом деле у меня есть и свидетель—лесное божество. Оно вам объявит, кто из нас прав и кто неправ.
Тогда судьи ответили:
— Хороши твои слова! Сказано ведь:
Когда нашли свидетеля, хотя бы низкородного,—
Зачем тревожить зря богов, когда и так свидетель — бог!
Любопытно нам выяснить это дело! Завтра утром оба вы должны пойти с нами туда, в лес.
И, взяв со спорящих залог, судьи отпустили их домой.
Придя домой, Душтабуддхи попросил отца:
— Отец! Эти динары — в моих руках. Теперь нужно лишь твое слово. Сегодня ночью я незаметно посажу тебя в дупло дерева шами неподалеку от того места, где я вырыл клад. А утром ты должен будешь свидетельствовать перед судьями.
Отец сказал:
— Сын! Мы погибнем, ибо это правильно ведь говорится:
Не вдруг у цапли на глазах
Съел ихневмон ее родню!
Когда ты пользу ищешь, друг,—
Подумай, нет ли в ней вреда?
Душтабуддхи спросил:
— Как это?
И отец рассказал:
Рассказ двадцать седьмой