Смерть зайца и куропатки
А Дадхикарна, скрывавший свою истинную природу, дабы легким способом добывать средства к жизни, услышал их разговор. И вот, желая вызвать в них доверие, он поспешно обратил морду к солнцу, уселся на задние лапы, поднял вверх передние, зажмурил глаза и, желая обмануть их благочестивыми словами, произнес следующее добродетельное наставление:
— Увы! Бесплоден круговорот существования. Мгновенна бренная жизнь,
Сновидению подобно общение с любимыми.
Сетям Индры подобна жизнь с семьей. Нет поэтому другого пути, кроме добродетели.
Сказано ведь:
Не жив бездушный человек! —
И только в этом высший суд.
Мертвы кузнечные мехи:
Хотя и дышат — не живут.
А также:
Ученость без любви к добру —
Под стать собачьему хвосту,
Что не прикроет наготу
И не отгонит мошкару!
К чему слова плести вокруг?
В чем добродетель,— прост ответ:
Тот праведен, кто людям друг,
А грешен — приносящий вред.
И, услышав это добродетельное наставление, заяц сказал:
— О куропатка! На берегу реки стоит отшельник, ведущий благочестивые речи. Спросим же его!
Но куропатка ответила:
— Ведь по своей природе он — все ж наш враг. Поэтому, прежде чем спрашивать, отодвинемся подальше.
И оба они стали спрашивать:
— Эй, отшельник, наставник в законе! У нас возник спор. Дай же нам совет, согласный с учением закона. А кто говорит неправду, того ты можешь съесть.
Кот ответил:
—Дорогие! Не говорите так. Я отвернулся от жестоких дел, ведущих в ад.
Сказано ведь:
Долг наивысший: «Не убий!» — В нем благо общее одно.
Москитов, вшей, клопов — и то нам их обрезать не дано!
И даже те, которые убивают скот для жертвоприношений, по глупости не понимают высшего смысла священных книг. А если кем-то из наставников сказано: «Следует приносить в жертву коз»,— то слово «козы» означает там не что иное, как семилетние зерна риса, не дающие всходов. Сказано же:
О, если рубящий леса
Или мясник, что весь в крови,
Подымутся на небеса,—
В аду кто будет — назови!
Поэтому я никого не съем. Однако я стар и плохо слышу ваш разговор издали. Как же определю я победу и поражение? Итак, подойдите поближе и расскажите мне о вашей тяжбе. Тогда, зная, в чем суть спора, я скажу свое слово и не наложу на себя оковы наказания в ином мире. Сказано ведь:
Судьбу других решающий неправедно, из жадности,
Иль гордости, иль робости, уходит в ад пылающий!
Поэтому, доверьтесь и отчетливо говорите прямо мне в ухо.
К чему много слов? Этот низкий внушил им такое доверие, что они приблизились к нему. И тогда он одновременно схватил зайца и куропатку лапой и зубами, схожими с пилой. Так оба они лишились жизни и были съедены.
Окончание рассказа первого. Клевета