Идиот, мудрый человек и кувшин
Идиотом может быть назван обычный человек, который склонен неверно истолковывать то, что случается с ним, что делает он сам и что делается другими.
Причем он дает этому столь правдоподобные объяснения для себя и себе подобных, что мир, в котором он живет, кажется логически завершенным и истинным.
Такому идиоту однажды вручили кувшин и послали за вином к одному мудрому человеку.
По дороге он из-за своей невнимательности споткнулся о камень, упал и разбил кувшин. Придя к мудрецу, он показал ему ручку от кувшина и сказал:
— Такой-то человек послал вам этот кувшин, но злой и ужасный камень украл у меня его в пути.
Эти слова весьма рассмешили мудрого человека, но, желая все-таки проверить последовательность его мышления, он спросил:
— Если кувшин украли, зачем же ты принес ручку от него? — Я не так глуп, как думают люди, — ответил идиот, — я принес тебе ручку в доказательство моих слов
Спасительная ложь
Однажды жил старик, которому некий юноша помог небольшой суммой денег. И вот однажды, выйдя из дома, старик увидел, как юношу вели на казнь, за преступление, которое он якобы совершил.
Старик тут же закричал: «Умер Король!» – и это привело солдат в такое замешательство, что юноша получил возможность бежать. Старик был тут же арестован и доставлен во дворец, где предстал перед королём, который спросил:
– Зачем ты сделал так, почтенный старец, и почему ты желал моей смерти?
Тот отвечал:
– Мои слова о том, что ты мёртв, не причинили никому вреда, но спасли жизнь.
Король был так удивлён, что велел отпустить старика.
Сущность ученичества
Ибрахим аль-Каззаз рассказывал, что в юности он очень хотел присоединиться к обучающему мастеру. Он разыскал мудреца и попросился к нему в ученики.
– Ты ещё не готов, – сказал учитель. Но молодой человек настаивал.
– Что ж, хорошо, – согласился мудрец, – я научу тебя кое-чему. Сейчас я отправляюсь в паломничество в Мекку. Если хочешь, пойдём вместе.
Ученик был в восторге. Итак, они собрались в дорогу. Но перед тем как тронуться в путь, мудрец сказал:
– Отныне мы с тобой спутники, и потому один из нас должен руководить, а другой – повиноваться. Какая роль тебе по душе?
– Руководите мной, – ответил юноша.
– Пусть будет по-твоему, если ты знаешь, как повиноваться.
Путь их лежал через Хиджанскую пустыню. С наступлением темноты они расположились на ночлег. Вдруг полил сильный дождь. Мастер поднялся, достал кусок ткани и, натянув её в руках, стал им укрывать юношу от дождя.
– Но ведь это входит в мои обязанности, – запротестовал Ибрахим.
– Я приказываю позволить мне укрывать тебя, – прервал его мудрец.
Утром ученик сказал:
– Если вы не возражаете, сегодня я буду руководить. Мастер согласился.
– Пойду, соберу немного хвороста для костра, – сказал молодой человек.
– Ты не должен этого делать. Я сам принесу хворост, – сказал мудрец. – Я приказываю вам остаться здесь, пока я буду собирать хворост.
Но мудрец возразил:
– Подобные занятия не для тебя, ибо принципы ученичества не согласуются с тем, чтобы подчинённый позволил руководителю обслуживать себя.
Вот так каждый раз мастер демонстрировал молодому человеку, что такое ученичество. Они расстались у ворот Святого Города. Встретившись с мудрецом позднее, юноша пристыжено потупил взор.
– То, что ты узнал тогда, – сказал старец, – открыло тебе до некоторой степени сущность ученичества.
|