Рассказ четвертый. Жертвы
Жил в одном городе брахман Мктрашарман (что означает «хранимый Митрой»), который занимался тем, что поддерживал жертвенный огонь. Как-то раз в месяце магха, когда веял приятный ветерок и Парджанья посылал с облачного неба тихий-тихий дождик, брахман отправился в одну деревню за жертвенным животным и попросил там у какого-то жертвователя:
— Эй, жертвователь! В наступающую ночь новолуния я буду приносить жертву, дай же мне одно животное.
И тот согласно закону дал ему откормленное животное — козла. А брахман, видя, что козел этот резво бегает взад и вперед и вполне пригоден для жертвы, взвалил его на плечи и отправился в свой город. И когда он шел по дороге, ему повстречались три жулика, чьи шеи уже исхудали от голода. Увидев на плечах у брахмана откормленное животное, они сказали друг другу:
— Эй! Если мы съедим это животное, то сможем легко перенести нынешний снегопад. Возьмем же у него обманом жертвенного козла и спасемся от холода.
И вот один из них, переменив одежду и пойдя навстречу брахману по боковой дороге, сказал блюстителю священного огни:
— Эй, эй, хранитель огня! Зачем совершаешь ты смешное, запретное у людей дело, неся на плечах нечистую собаку?
И брахман, полный гнева, ответил:
— Не ослеп ли ты, что принимаешь жертвенное животное за собаку?
Но тот сказал:
— Брахман! Не следует тебе гневаться. Иди как хочешь,
А когда брахман прошел немного дальше, — встретил его второй жулик и сказал:
— Увы! Горе, горе! Если и любишь ты, блаженный, этого мертвого теленка, все равно не следует поднимать его на плечи.
Тогда брахман с гневом ответил:
— Да разве ты ослеп, что называешь жертвенное животное теленком?
Тот сказал:
— Не гневайся, блаженный. Я сказал это по неведению. Поэтому иди, как тебе нравится.
Еще немного углубился брахман в лес, и тут третий жулик, переменивший одежду, встретил его словами:
— Эй! Нехорошо сделал ты, что взвалил себе на плечи осла и куда-то несешь его. Оставь же осла, пока никто другой не увидел тебя!
Тогда, решив, что пожертвованный ему козел — это ракшаса в образе жертвенного животного, брахман в страхе бросил его на землю и что было сил побежал к своему жилищу. А трое обманщиков сошлись вместе и, взяв животное, исполнили свое намерение.
Поэтому я и говорю: «Хитрец умнее мудрого…» Хорошо ведь сказано:
Подобострастье нового слуги,
Распутницы пустые слезы, вздохи,
Любезность гостя и слова пройдохи
Грозят обманом: берегись! К
тому же даже со слабыми не следует враждовать, если их много.
Сказано ведь:
Коль многочисленны враги, то нелегко их победить,
Ведь как ни извивался змей, его загрызли муравьи.
Мегхаварна спросил: — Как это?
Стхирадживин рассказал:
Рассказ пятый. Змей из муравейника