Рассказ десятый. Бедный брахман
— Жил в одном селении бедный брахман, все имущество которого состояло в одном подаянье. Никогда не знал он изысканных одежд, мазей, благовоний, венков, украшений, бетеля и других предметов роскоши; весь зарос длинными волосами, отращивал бороду и ногти; умерщвлял свою плоть холодом, зноем, дождем и всяческими лишениями.
И вот кто-то пожалел его и подарил ему двух телок, еще совсем маленьких, а брахман вырастил их и откормил сливочным и сезамовым маслом, ячменем и другой пищей. Увидел это один вор и подумал: «Утащу-ка я у этого брахмана его коров». Решив так, он ночью взял петлю, чтобы связать животных, и отправился в путь. И вот по дороге встретилось ему некое существо с редкими острыми зубами, носом, вытянутым, словно тростник, и неровно посаженными глазами. Множество жил проступало сквозь кожу на его теле, щеки ввалились, а тело и борода были красновато-коричневого цвета, словно огонь хорошей жертвы. Увидев его, вор спросил, дрожа от сильного страха:
— Кто ты?
Тот ответил:
— Я — брахмаракшаса Сатьявачана (что означает «говорящий правдивую речь»), назови и ты себя. Тот сказал:
— Я — вор Круракарман (что означает «исполнитель жестоких дел»), хочу увести двух коров у бедного брахмана.
Тогда ракшаса почувствовал доверие к нему и сказал:
— Как хорошо, дорогой! Я принимаю пищу раз в три дня вечером и сегодня съем этого брахмана. Итак, у нас одна и та же цель.
Тогда оба пошли к брахману и остановились в уединенном месте, поджидая удобного момента. А когда брахман лег спать, ракшаса приблизился к нему, чтобы съесть его. Увидев это, вор сказал:
— Дорогой! Неправильно ты поступаешь. Лучше съешь брахмана после того, как я уведу коров.
Но тот возразил:
— А что, если этот брахман проснется от шума? Не выйдет тогда мое дело.
Вор сказал: — Но если ты примешься за еду, тебе может что-нибудь помешать, и я тогда не смогу увести коров. Поэтому сначала я уведу коров, а потом ты съешь брахмана.
Так, споря, кому из них начать первому, они поругались, и крики их разбудили брахмана. Тут вор сказал ему:
— Брахман! Этот ракшаса хочет тебя съесть. А ракшаса сказал:
— Брахман! Этот вор хочет увести твоих коров. Услышав это, брахман поднялся и, внимательно оглядевшись, спас себя от ракшасы размышлением о боге-хранителе. А затем, подняв дубинку, он уберег своих коров от вора.
Поэтому я и говорю: «Когда поссорятся враги…» И еще:
Ведь Шиби, полный доброты и к чистоте стремившийся,
Собой насытил сокола — и спас от смерти голубя!»
Несправедливо поэтому убивать того, кто прибегает к защите.
И, обдумав эту речь, царь сов спросил Пракаракарну:
— Скажи, что ты сейчас думаешь?
Тот сказал:
— Божественный! Не следует убивать его,— ведь, сохранив ему жизнь, можно будет впоследствии счастливо проводить с ним время во взаимной любви. Сказано ведь:
Погибнет не желающий покрыть грехи сообщника,
Как змей, из брюха вылезший, и змей из муравейника!
Аримардана спросил
— Как это?
Пракаракарна рассказал:
Рассказ одиннадцатый. Царевич и змей